Образовательная программа
Концептуальная
записка
Образовательная
программа ГКС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII
вида № 17 г. Энгельса» является общей
программой деятельности администрации школы, учителей, воспитателей, родителей
и самих детей. Назначение настоящей образовательной программы – организовать
взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами
изучения предметов, ступенями образования.
Педагогический
коллектив выявил общую, значимую для обучающихся научно-педагогическую
проблему и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным
дисциплинам. Такой проблемой для государственного
казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской
области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида г. Энгельса» является: «Реализация личностно
ориентированного подхода с целью
формирования личности, способной к успешной социализации».
Эта миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на
базе школы, а также на этапах
профессионального обучения, проводимого в тесном сотрудничестве. Важная
роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочному времени.
Стратегическая
цель образовательной программы школы – установление предметного и
надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей
ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной
личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Собственно
учебные цели:
Социально-ориентированные
цели:
Координирующие
цели:
Предлагаемая
система педагогических целей напрямую способствует выполнению основных
задач школы:
Приоритетными направлениями
развития образования школы являются:
- Создание в школе атмосферы
всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха,
условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального
продвижения вперед;
- Изучение
индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся и педагогических
систем с целью обеспечения комфортности образовательной среды;
- Развитие
структурных подразделений школы, создание комплекса социально-образовательной
реабилитации детей-инвалидов;
- Обеспечение
комплексной безопасности обучающихся в образовательном учреждении.
На 01 сентября 2012
года в школе открыты 15 классов, в которых обучается 147 учащихся. 33% обучающихся – дети-инвалиды.
За последние годы контингент детей изменился. Он характеризуется более
сложной структурой недоразвития, поэтому содержание коррекционного образования
и воспитания этих детей в условиях школы имеет доступные, дифференцированные,
развивающие формы и методы обучения с использованием средств
психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития
каждого ребенка.
В учебно-воспитательном процессе школы выделены следующие блоки деятельности:
образовательный процесс,
системы коррекционно-воспитательной работы,
лечебно-оздоровительная деятельность,
психологическая поддержка,
социальная защита детей,
трудовое обучение.
Реализуемые образовательные
программы
Виды программ |
Срок
освоения |
Кол-во классов |
Уровень образования, получаемый по
завершении обучения |
Документ, выдаваемый по окончании
обучения |
1. Программа начального общего
образования |
4 года 1-4 кл. |
8 |
Начальное общее образование |
|
2. Программа основного общего образования |
5 лет 5-9 кл. |
7 |
Основное общее образование |
Свидетельство об основном общем образовании |
Учебный план
Образовательный
процесс в школе осуществляется на основе учебного плана, который
регламентируется расписанием занятий и разрабатывается школой
самостоятельно на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от
10.04.2002г. № 292065-п. Учебный план школы состоит из 3-х компонентов -
федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Учебный
план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает девятилетний
срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими основного общего
образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их
социальной адаптации и реабилитации. В учреждении может функционировать
диагностический класс при наличии обучающихся с диагнозом, требующим
уточнения.
Начальное
общее образование реализуется по модели 4-летней начальной школы, используя
программу развивающего обучения под редакцией В.В. Воронковой. В 1- 4 классах
осуществляется начальный этап обучения,
на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической
работой. Федеральный компонент базисного
учебного плана представлен в полном объеме. Компонент образовательного
учреждения представлен индивидуальными и групповыми коррекционными
занятиями.
Основное
общее образование. Сохраняя преемственность изучения программ между ступенями обучения, в 5-9-х
классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский
язык (чтение, и письмо), математика, биология, история, география,
изобразительное искусство, музыка, осуществляется физическое воспитание,
трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 классе введено
природоведение, в 8-9 классах – обществознание. В 5-9 классах из математики
один час отводится на изучение элементов геометрии. В 5-9 классах вводится
трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Факультативные занятия проводятся для получения
дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более
широкого выбора профессий и свободной ориентировке в современном обществе и
быту.
Дополнительное
образование представлено в школе предметными кружками и
спортивными секциями.
Общее
количество кружков и спортивных секций |
Общий
охват учащихся |
% от
общего количества учащихся |
В том
числе учащихся % от общего количества |
Направление работы кружков |
|||||
1 – 4 класс |
5 - 9 класс |
Спортивные
секции/ количество в них детей |
Вокальное/
количество в них детей |
Театральное/
количество в них детей |
Декоративно-прикладное/
количество в них детей |
Художественное/
количество в них детей |
|||
14 |
153 |
111% |
57/38% |
96/62% |
4/54 |
2/31 |
1/18 |
5/34 |
2/16 |
Расписание работы кружков и спортивных
секций
на 2012-2013 учебный год
№
п/п |
Название
кружка |
ФИО
руководителя кружка |
День
посещения кружка |
Время
посещения кружка |
№
кабинета |
1. |
Спортивные игры |
Р.В. Халилова |
суббота |
с 12.30 до 13.10 |
спортивный зал |
2. |
Общая физическая
подготовка (ОФП) |
Р.В. Халилова |
четверг |
с 13.40 до 14.30 |
спортивный зал |
3. |
«Малышок» |
Р.В. Халилова |
четверг |
с 14.30 до 15.00 |
спортивный зал |
4. |
Плавание |
Р.В. Халилова |
вторник четверг пятница |
с 13.00 до 14.30 с 13.00 до 14.30 с 13.00 до 14.30 |
бассейн «Нептун» |
5. |
Художественная и изобразительная деятельность: «Весёлая
палитра» |
А.Т. Абубекярова |
среда |
с 14.35 до 15.15 |
каб. № 1 |
6. |
«Волшебный карандаш |
А.Т. Абубекярова |
пятница |
с 14.35 до 15.15 |
каб. № 1 |
7. |
Вокально-хоровой
кружок «Домисолька» |
В.Н. Койава |
вторник среда пятница |
с 12.45 до 14.45 с 12.45 до 14.45 с 12.45 до 14.45 |
каб. № 7 |
8. |
Музыкальный кружок
«Веселята» |
Л.Е. Симонова |
пятница |
с 13.40 до 14.35 |
каб. № 2 |
9. |
Театральный кружок
«Сказка» |
Т.А. Высоцкая |
вторник четверг пятница суббота |
с 10.00 до 11.00 с 10.00 до 11.00 с 09.35 до 10.15 с 10.00 до 11.00 |
каб. № 11 |
10. |
Кружки прикладного
творчества: «Сувенир» |
Е.В. Иванищева |
пятница |
с 16.05 до 16.45 с 16.50 до 17.30 |
каб. № 1 |
11. |
«Скрап – корзинка» |
И.В. Ледовская |
вторник |
с 12.45 до 14.25 |
каб. № 19 |
12. |
«Юный столяр» |
В.В. Смердягин |
Понедельник среда |
с 13.00-14.00 с 13.00-14.00 |
каб. № 8 |
13. |
«Волшебный
квиллинг» |
Е.Л. Фёдорова |
Понедельник пятница |
с 13.00 до
13.45 с 13.00 до 13.45 |
каб. № 19 |
14. |
«Фантазия» |
В.М. Мустафина |
понедельник |
с 12.05 до 12.45 |
штукатурно-малярная
мастерская |
Программно-методическое обеспечение образовательного
процесса
Программно-методическое
обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. В своей работе
учреждение использует государственные образовательные программы для
общеобразовательных учреждений VIII вида,
рекомендованных Министерством образования РФ. Все учебные программы обеспечены
учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с
утвержденным календарно-тематическим планированием.
Оценка
реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие
образовательному минимуму по всем предметам. Федеральный компонент
образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого
образовательного пространства, обеспечения преемственности, преподавание
ведется по учебникам, значащимися в Федеральном перечне учебных изданий.
Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего
уровня образования. Педагогический коллектив составляют 34 человека. Высшее
образование имеют –30 чел., незаконченное высшее – 1 чел., среднее специальное
– 4 чел. Занятия в школе проводятся в 19 кабинетах, 5-х мастерских. По
результатам аттестации педагогических работников присвоены квалификационные
категории: высшая категория – 11 педагогам, первая – 19 педагогам, вторая – 4 педагогам.
Программы
коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на
разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и
физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь
того уровня образовательных знаний и умений, трудовых навыков, который
необходим им для социальной адаптации.
Содержание
обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Учителя
школы готовят своих учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую
деятельность в условиях современного производства. В программах принцип
коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути
и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и
нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а
также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей
личности в целом.
Обучение в
школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ученика затрудняет
решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного
материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт
характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными,
полноправными членами общества.
Общие принципы разработки программ
Программы,
составленные с учетом особенностей психофизического развития школьников с
ограниченными возможностями здоровья, предусматривают следующие цели:
Программы курсов строятся на следующих ведущих принципах:
Программное
обеспечение образовательного процесса
Предмет |
Класс |
Автор |
Программа |
Начальные
классы |
1-4 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Математика |
5-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Русский язык |
5-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Чтение |
5-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Биология |
7-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
География |
7-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
История |
7-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Физкультура |
5-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Музыка |
5-7 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
СБО |
5-9 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
ИЗО |
5-7 |
В.В.Воронкова М.
«Владос» 2000г. |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Программное
обеспечение образовательного процесса
в
области технологии
Предмет |
Класс |
Автор |
Программа |
Швейное
дело |
5-9 |
А.М.Щербакова |
Трудовое
обучение специальных (коррекционных) школ VIII
вида МНЦЭпос |
Столярное
дело |
5-9 |
С.А.Мирский Б.А.Журавлев
под редакцией В.В.Воронковой |
Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида |
Штукатурно-малярное
дело |
6-7 |
Минобразование
РФ Институт развития профессионального образования М. |
Учебные
планы и программы для обучения профессии «Штукатур-маляр» |
Обслуживающий
труд |
5 |
А.М.Щербакова |
Трудовое
обучение специальных (коррекционных) школ VIII
вида МНЦЭпос |
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе имеет непрерывный характер и проводится в
течение всего учебно-воспитательного процесса. Типовой учебный план включает
особый курс психомоторного развития для младших классов, логопедические
занятия, часы ритмики, ЛФК.
Коррекционная
работа в школе отвечает общим
требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами,
оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным
технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает
дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития учащихся.
Основная
задача работы с тяжело умственными детьми в период их пребывания в интернате
заключается в том, чтобы всемерно способствовать развитию сохранных у них
возможностей, обеспечить выработку необходимых навыков и привычек, формировать
определенные обслуживающие и трудовые навыки.
В
группах силами специалистов ведется работа над развитием их познавательных
возможностей в области восприятия и узнавания предметов окружающей
действительности, т.к. кругозор детей крайне узок, ограничен рамками семьи,
дома.
Главным показателем работы в группах детей со сложной структурой
дефекта является то, что у
детей появилось желание посещать школу, находиться в коллективе детей, посильно
принимать помощь специалистов, принимать участие в коллективных мероприятиях.
Общешкольной
задачей трудового обучения в школе
является подготовка учащихся к участию в производительном труде в
составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются
специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков
познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика.
Трудовое обучение в интернате осуществляется в системе общепедагогических и
специальных коррекционных задач с учетом
степени сопутствующих дефектов учащихся. Трудовое обучение в учреждениях
ведется с 5-го по 9 классы. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных
профилей, в том числе: швейная мастерская -1, столярная мастерская - 2, кабинет
обслуживающего труда – 1, кабинет штукатурно-малярного дела - 1.
В
школе уровень знаний, умений, навыков у учащихся в основном сформирован
правильно и соответствует уровню требований базовой программы по видам
трудового обучения. Учащиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют
навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают
необходимый для работы инструмент, правильно им пользуются, без нарушений ТБ.
После
окончания школы выпускники интерната продолжают обучение в ПЛ и вечерней школе,
где отмечается хороший уровень их воспитанности, социальной адаптации.
Программное
обеспечение коррекционных занятий
1.
«Коррекционно-развивающая
программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и
положительной самооценки»
Автор: Н.П. Слободяник
Г.А. Широкова, Ростов на Дону «Феникс», 2005г.
2.
«Обучение конструированию в
дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»
О.П. Гаврилушкина М.
«Просвещение», 1993г.
3.
Занятия по сенсорному воспитанию.
Э.Г.Пилюгина М. «Просвещение», 1983г.
4.
«Коррекционно-развивающие
занятия».
С.И.Тукачева В. «Экстремум», 2004г.
5.
«Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью».
А.Л.Сиротюк М. «Творческий центр», 2002г.
6.
«Тренинг устойчивости подростков к
коммуникативному стрессу»
И.Г.Юдина г. Тамбов, 2005г.
7.
«Развитие навыков, предшествующих
письму, у детей с синдромом Дауна».
П.М. Даунсайда, 2002г.
Особенности
организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательный
процесс в школе строится по шестидневной рабочей неделе во 5-9
классах, пятидневной рабочей неделе в 1-4 классе. Учебный год в школе
начинается 1 сентября и продолжается 34 учебные недели во 2-9 классах, 33 недели в 1-м классе.
В школе
изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. В них включены
некоторые основы наук, отобранные в соответствии с целями обучения, умственными
и возрастными возможностями обучающихся, содержащие отдельные факты, понятия.
Каждый
учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной
области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой
обучения. Учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики
усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их
сознании.
Обучение
осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному.
Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь
познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно
отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем,
затраченным на усвоение. В основном познания учащихся ограничиваются
представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого
проникновения в сущность явлений. В учебный материал включают не только
изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды
деятельности.
Специфической
особенностью обучения в школе является включение в содержание каждого учебного
предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к
усвоению конкретного учебного материла. Особенно важное значение
пропедевтический период имеет в 1-м классе, во время которого осуществляется
развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков
чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением
простых задач.
Методы обучения в школе VIII вида
Учебный
процесс в школе предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных
форм обучения. С понятием «метод» и «прием» тесно связано понятие «средство
обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся - это слово
учителя, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, наглядные
пособия, оборудование.
В
зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении, учителя школы
используют на уроках такие методы: объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, инструктивные.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к
учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они
легко отвлекаются, быстро устают. Поэтому в процессе обучения на 1,2 ступенях
обучения включаются такие методы: познавательные игры, создание занимательных
ситуаций, ролевые игры, моделирование реальных ситуаций. В процессе обучения
учителя школы используют словесные, наглядные и практические методы обучения.
В
своей работе учителя школы сочетают разные методы обучения, т.к. это зависит не
только от характера и содержания учебной дисциплины, подготовленности класса,
но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими
особенностями учащихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешного
обучения всех учеников.
На уроках
преобладающим является принцип коррекционной направленности обучения. По мере
развития и коррекции познавательных способностей учащихся учителя задают
задания, требующие самостоятельного поиска, переноса знаний в новые или не
стандартные ситуации, а также задания практического характера: несложное
моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии.
Большое значение в учебной работе уделяется мотивации в процессе обучения, т.е.
когда учащиеся могут полученные знания применять в своей бытовой или трудовой
деятельности.
Инновационными
особенностями образовательного процесса в школе являются:
1.Использование
педагогической технологии личностно ориентированного подхода
в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме:
урок-исследование, урок «Творческий отчёт», урок - деловая игра,
урок «Удивительное рядом», урок-практикум и т. д.
2. Введение
предпрофессиональной трудовой подготовки в 5-9 классах.
3.Совершенствование
структуры и содержания системы основного
общего образования, в т.ч. внедрение в УВП здоровьесберегающих
технологий.
4.
Совершенствование воспитательной работы.
5. Внедрение
в УВП информационных технологий.
Инновационная
деятельность педагогического коллектива как системообразующий элемент
образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего
механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные
образовательной программой. При такой организации образовательного процесса
в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся,
что придаёт ему гуманистический характер. Таким образом, образовательная модель
школы оказывается на пересечении интересов общества и личности, что доказывает
её самоценность.
Система
оценивания результатов образовательной деятельности в ГКС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида г. Энгельса»
Итогом
образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов,
достигнутых учащимися. Инновационное развитие ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII
вида г. Энгельса» использование новых образовательных технологий
приводят к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания:
они выражаются в умении учащихся работать в коллективе, иметь достаточно
высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с
определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными и
конкурентоспособными.
Программа
мониторинга.
Области
школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
Система
оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы,
кроме 1-ых, и все предметы.
Периодичность
административного контроля.
Предмет |
Классы |
Вид контроля |
Сроки |
Русский язык |
5, 6, 7 |
Контрольная
работа по тексту администрации |
Октябрь |
|
8, 9 |
Декабрь |
|
|
5, 10 |
Май |
|
Математика |
4, 5, 8 |
Контрольная
работа по тексту администрации |
Октябрь |
|
7, 9 |
Декабрь |
|
География, обществознание |
9 |
Контрольный
срез знаний |
Март, апрель |
|
4 |
Контрольный
срез
знаний |
Февраль |
Окружающий мир |
3 |
Контрольный
срез
знаний |
Ноябрь |
Биология |
9 |
Контрольный
срез
знаний |
Март |
Техника чтения |
2, 3, 4,5, |
|
Декабрь, май |
|
5, 6, 7, 8 |
Переводная
аттестация |
Май |
МОДЕЛЬ
ВЫПУСКНИКА
"Модель"
выпускника разрабатывалась педагогами и родителями учащихся, в ней отражены
именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой
содержания образования и учитывая требования, цели и задачи работы
школы-интерната.
"Модель"
выпускника 1-4классов:
1) совершенствование обучения, усвоение
учащимися знаний, умений, навыков по основным учебным предметам за курс 1-4
классов специальной
/коррекционной/ школы VIII вида, с
учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития;
2) воспитание трудолюбия, любви к
окружающей природе;
3) воспитание уважения к культурным
традициям своего и других народов, в условиях многонационального государства;
4) воспитание любви к Родине, своему
Отечеству.
"Модель"
выпускника 5-9 классов:
1) усвоение знаний, совершенствование
умений, навыков по основным учебным за курс 5-9
классов специальной
/коррекционной/ школы VIII вида, с учетом индивидуальных
психофизических особенностей;
2) ориентированность выпускника в выборе профессии,
с учетом индивидуальных особенностей, здоровья, интересов подростка;
3) формирование человека и гражданина,
общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;
5) воспитание гражданственности, уважение
к правам и свободам человека, уважение к культурным традициям своего и других
народов, в условиях многонационального государства.