Образовательная программа

Концептуальная записка

 

Образовательная программа ГКС(К)ОУ   «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 17 г. Энгельса»  является общей программой деятельности администрации школы, учителей, воспитателей, родителей и самих детей. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования.

Педагогический коллектив выявил общую, значимую для обучающихся  научно-педагогическую проблему  и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для  государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида г. Энгельса» является: «Реализация личностно ориентированного подхода с целью  формирования личности, способной к  успешной социализации». Эта  миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы, а также  на этапах  профессионального обучения, проводимого в тесном сотрудничестве. Важная роль в образовательном пространстве школы  отводится внеурочному времени.

 

Стратегическая цель образовательной программы школы – установление предметного и надпредметного содержания образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.

Собственно учебные цели:

Социально-ориентированные цели:

 Координирующие цели:

Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению основных задач  школы:

Приоритетными направлениями развития образования школы  являются:

- Создание в школе атмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха, условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального продвижения вперед;

- Изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся и педагогических систем с целью обеспечения комфортности образовательной среды;

- Развитие структурных подразделений школы, создание комплекса социально-образовательной реабилитации детей-инвалидов;

- Обеспечение комплексной безопасности обучающихся в образовательном учреждении.

На 01 сентября 2012 года в школе открыты 15 классов, в которых обучается 147 учащихся.  33% обучающихся – дети-инвалиды.

За последние годы контингент детей изменился. Он характеризуется более сложной структурой недоразвития, поэтому содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях школы имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

В учебно-воспитательном процессе школы выделены  следующие блоки деятельности:

 образовательный процесс,

 системы коррекционно-воспитательной работы,

 лечебно-оздоровительная деятельность,

 психологическая поддержка,

 социальная защита детей,

 трудовое обучение.

 

Реализуемые образовательные программы

Виды программ

 

Срок освоения

Кол-во классов

Уровень образования, получаемый по завершении обучения

Документ, выдаваемый по окончании обучения

1. Программа начального общего образования

4 года

1-4 кл.

8

Начальное общее

образование

 

2. Программа основного

общего образования

5

лет

5-9 кл.

7

Основное общее

образование

Свидетельство об основном общем

образовании

 

 

 

 

 

Учебный план

 

Образовательный процесс в школе осуществляется на основе  учебного плана, который регламентируется расписанием занятий и  разрабатывается  школой самостоятельно на основе Базисного учебного  плана специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений  8 вида утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации  от 10.04.2002г. № 292065-п.  Учебный план школы состоит из 3-х компонентов - федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими основного общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учреждении может функционировать диагностический класс при наличии обучающихся с диагнозом, требующим уточнения. 

 

Начальное общее образование реализуется по модели 4-летней начальной школы, используя программу развивающего обучения под редакцией В.В. Воронковой. В 1- 4 классах осуществляется начальный этап  обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается  с коррекционной и пропедевтической работой.  Федеральный компонент базисного учебного плана представлен в полном объеме. Компонент образовательного учреждения  представлен индивидуальными и групповыми коррекционными занятиями.

Основное общее образование. Сохраняя преемственность изучения  программ между ступенями обучения, в 5-9-х классах  из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение, и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии. В 5-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Факультативные занятия проводятся для получения дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессий и свободной ориентировке в современном обществе и быту.

Дополнительное образование представлено в школе  предметными кружками и спортивными секциями.

 

 

 

 

 

Общее количество кружков и спортивных секций

Общий охват учащихся

% от общего количества учащихся

В том числе учащихся % от общего количества

Направление работы кружков

1 – 4 класс

5 - 9 класс

Спортивные секции/ количество в них детей

Вокальное/ количество в них детей

Театральное/ количество в них детей

Декоративно-прикладное/ количество в них детей

Художественное/ количество в них детей

14

 

153

111%

57/38%

96/62%

4/54

2/31

1/18

5/34

2/16

 

Расписание работы кружков и спортивных секций

              на 2012-2013 учебный год

№ п/п

Название кружка

ФИО руководителя кружка

День посещения кружка

Время посещения кружка

№ кабинета

1.

Спортивные игры

Р.В. Халилова

суббота

с 12.30 до 13.10

спортивный зал

2.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Р.В. Халилова

четверг

с 13.40 до 14.30

спортивный зал

3.

«Малышок»

Р.В. Халилова

четверг

с 14.30 до 15.00

спортивный зал

4.

Плавание

Р.В. Халилова

вторник

четверг

пятница

с 13.00 до 14.30

с 13.00 до 14.30

с 13.00 до 14.30

бассейн «Нептун»

5.

 Художественная  и изобразительная деятельность: «Весёлая палитра»

А.Т. Абубекярова

среда

с 14.35 до 15.15

каб. № 1

6.

«Волшебный карандаш

А.Т. Абубекярова

пятница

с 14.35 до 15.15

каб. № 1

7.

Вокально-хоровой кружок

«Домисолька»

В.Н. Койава

вторник

       среда

    пятница

с 12.45 до 14.45

с 12.45 до 14.45

с 12.45 до 14.45

каб. № 7

8.

Музыкальный кружок «Веселята»

Л.Е. Симонова

пятница

с 13.40 до 14.35

каб. № 2

9.

Театральный кружок «Сказка»

Т.А. Высоцкая

вторник

четверг

пятница

суббота

с 10.00 до 11.00

с 10.00 до 11.00

с 09.35 до 10.15

с 10.00 до 11.00

каб. № 11

10.

Кружки прикладного творчества: «Сувенир»

Е.В. Иванищева

пятница

с 16.05 до 16.45

с 16.50 до 17.30

каб. № 1

11.

«Скрап – корзинка»

И.В. Ледовская

вторник

с 12.45 до 14.25

каб. № 19

12.

«Юный столяр»

В.В. Смердягин

Понедельник среда

с 13.00-14.00       с 13.00-14.00

каб. № 8

13.

«Волшебный квиллинг»

Е.Л. Фёдорова

Понедельник  пятница

с 13.00 до 13.45  с 13.00 до 13.45

каб. № 19

14.

«Фантазия»

В.М. Мустафина

понедельник

с 12.05 до 12.45

штукатурно-малярная мастерская

 

 

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. В своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений VIII вида, рекомендованных Министерством образования РФ. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам. Федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности, преподавание ведется по учебникам, значащимися в Федеральном перечне учебных изданий. Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования. Педагогический коллектив составляют 34 человека. Высшее образование имеют –30 чел., незаконченное высшее – 1 чел., среднее специальное – 4 чел. Занятия в школе проводятся в 19 кабинетах, 5-х мастерских. По результатам аттестации педагогических работников присвоены квалификационные категории: высшая категория – 11 педагогам,  первая – 19 педагогам, вторая – 4 педагогам.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня образовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Учителя школы готовят своих учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ученика затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность,  необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными, полноправными членами общества.

 

 

Общие принципы разработки программ

 

 

Программы, составленные с учетом особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают следующие цели:

Программы курсов строятся на следующих ведущих принципах:

Программное обеспечение образовательного процесса

Предмет

Класс

Автор

Программа

Начальные классы

1-4

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Математика

5-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Русский язык

5-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Чтение

5-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Биология

7-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

География

7-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

История

7-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Физкультура

5-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Музыка

5-7

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

СБО

5-9

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

ИЗО

5-7

В.В.Воронкова

М. «Владос» 2000г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

 

Программное обеспечение образовательного процесса

в области технологии

 

Предмет

Класс

Автор

Программа

Швейное дело

5-9

 

 

 

 

 

А.М.Щербакова

 

 

 

 

Трудовое обучение специальных (коррекционных) школ VIII вида МНЦЭпос 2001 г.

Столярное дело

5-9

С.А.Мирский

Б.А.Журавлев под редакцией В.В.Воронковой

2000 г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

 

Штукатурно-малярное дело

6-7

Минобразование РФ Институт развития профессионального образования

М. 1996 г.

 

Учебные планы и программы для обучения профессии «Штукатур-маляр»

Обслуживающий труд

5

А.М.Щербакова

 

Трудовое обучение специальных (коррекционных) школ VIII вида МНЦЭпос 2001 г.

Коррекционная работа в специальной коррекционной школе  имеет непрерывный характер и проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса. Типовой учебный план включает особый курс психомоторного развития для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК.

Коррекционная работа в школе  отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития учащихся.

Основная задача работы с тяжело умственными детьми в период их пребывания в интернате заключается в том, чтобы всемерно способствовать развитию сохранных у них возможностей, обеспечить выработку необходимых навыков и привычек, формировать определенные обслуживающие и трудовые навыки.

В группах силами специалистов ведется работа над развитием их познавательных возможностей в области восприятия и узнавания предметов окружающей действительности, т.к. кругозор детей крайне узок, ограничен рамками семьи, дома.

Главным показателем работы в группах детей со сложной структурой дефекта является то, что у детей появилось желание посещать школу, находиться в коллективе детей, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в коллективных мероприятиях.

Общешкольной задачей трудового обучения в школе  является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Трудовое обучение в интернате осуществляется в системе общепедагогических и специальных коррекционных задач с учетом степени сопутствующих дефектов учащихся. Трудовое обучение в учреждениях ведется с 5-го по 9 классы. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе: швейная мастерская -1, столярная мастерская - 2, кабинет обслуживающего труда – 1, кабинет штукатурно-малярного дела - 1.

В школе уровень знаний, умений, навыков у учащихся в основном сформирован правильно и соответствует уровню требований базовой программы по видам трудового обучения. Учащиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый для работы инструмент, правильно им пользуются, без нарушений ТБ.

После окончания школы выпускники интерната продолжают обучение в ПЛ и вечерней школе, где отмечается хороший уровень их воспитанности, социальной адаптации.

 

Программное обеспечение коррекционных занятий

1.     «Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки»

                                  Автор: Н.П. Слободяник 2000 г.

                                   Г.А. Широкова, Ростов на Дону «Феникс», 2005г.

2.     «Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей»

                                  О.П. Гаврилушкина М. «Просвещение», 1993г.

3.     Занятия по сенсорному воспитанию.

                                  Э.Г.Пилюгина М. «Просвещение», 1983г.

4.     «Коррекционно-развивающие занятия».

                                  С.И.Тукачева В. «Экстремум», 2004г.

5.     «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

                                  А.Л.Сиротюк М. «Творческий центр», 2002г.

6.     «Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу»

                                  И.Г.Юдина г. Тамбов, 2005г.

7.     «Развитие навыков, предшествующих письму, у детей с синдромом Дауна».

                                  П.М. Даунсайда, 2002г.

 

 

Особенности организации учебно-воспитательного процесса.

 

Образовательный процесс в школе строится по шестидневной рабочей неделе во  5-9  классах, пятидневной рабочей неделе в 1-4 классе. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается 34 учебные недели во  2-9 классах, 33 недели в 1-м классе.

В школе изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. В них включены некоторые основы наук, отобранные в соответствии с целями обучения, умственными и возрастными возможностями обучающихся, содержащие отдельные факты, понятия.

Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой обучения. Учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании.

Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектом. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания учащихся ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности.

Специфической особенностью обучения в школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку учащихся к усвоению конкретного учебного материла. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в 1-м классе, во время которого осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

 

Методы обучения в школе VIII вида

 

Учебный процесс в школе предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. С понятием «метод» и «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся - это слово учителя, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование.

В зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении, учителя школы используют на уроках такие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, инструктивные.

Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Поэтому в процессе обучения на 1,2 ступенях обучения включаются такие методы: познавательные игры, создание занимательных ситуаций, ролевые игры, моделирование реальных ситуаций. В процессе обучения учителя школы используют словесные, наглядные и практические методы обучения.

 В своей работе учителя школы сочетают разные методы обучения, т.к. это зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, подготовленности класса, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями учащихся, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников.

На уроках преобладающим является принцип коррекционной направленности обучения. По мере развития и коррекции познавательных способностей учащихся учителя задают задания, требующие самостоятельного поиска, переноса знаний в новые или не стандартные ситуации, а также задания практического характера: несложное моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии. Большое значение в учебной работе уделяется мотивации в процессе обучения, т.е. когда учащиеся могут полученные знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности.

 

Инновационными особенностями образовательного процесса в школе являются:

1.Использование педагогической  технологии личностно ориентированного  подхода  в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме:  урок-исследование,  урок «Творческий отчёт», урок - деловая игра, урок «Удивительное рядом», урок-практикум и т. д.

2. Введение предпрофессиональной трудовой подготовки в 5-9 классах.

3.Совершенствование структуры и содержания системы основного  общего образования, в т.ч. внедрение в УВП  здоровьесберегающих технологий.

4. Совершенствование воспитательной работы.

5. Внедрение в УВП  информационных технологий.

 

Инновационная деятельность педагогического коллектива  как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные  образовательной программой. При такой организации образовательного процесса  в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер. Таким образом, образовательная модель школы оказывается на пересечении интересов общества и личности, что доказывает её самоценность.

 

 

Система оценивания результатов образовательной деятельности в ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида г. Энгельса»

Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Инновационное развитие ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 17 VIII вида г. Энгельса» использование новых образовательных технологий приводят к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания: они выражаются в умении учащихся работать в коллективе, иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными и конкурентоспособными.

 

Программа мониторинга.

Области  школьной оценки можно классифицировать следующим образом:

Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы, кроме 1-ых, и  все предметы.

Периодичность  административного контроля.

 Предмет

Классы

Вид контроля

Сроки

Русский язык

5, 6, 7

Контрольная работа по тексту администрации

Октябрь

 

8, 9

Декабрь

 

5, 10

Май

Математика

4, 5, 8

Контрольная работа по тексту администрации

Октябрь

 

7, 9

Декабрь

География, обществознание

9

Контрольный

срез знаний

Март, апрель

 

4

Контрольный

срез знаний

Февраль

Окружающий мир

3

Контрольный

срез знаний

Ноябрь

Биология

9

Контрольный

срез знаний

Март

Техника чтения

2, 3, 4,5,

 

Декабрь, май

 

5, 6, 7, 8

Переводная аттестация

Май

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 

"Модель" выпускника разрабатывалась педагогами и родителями учащихся, в ней отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования и учитывая требования, цели и задачи работы школы-интерната.

 

"Модель" выпускника 1-4классов:

1)      совершенствование обучения, усвоение учащимися знаний, умений, навыков по основным учебным предметам за курс 1-4 классов специальной /коррекционной/ школы VIII вида, с учетом индивидуального интеллектуального и психофизического развития;

2)      воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

3)      воспитание уважения к культурным традициям своего и других народов, в условиях многонационального государства;

4)      воспитание любви к Родине, своему Отечеству.

 "Модель" выпускника 5-9 классов:

1)      усвоение знаний, совершенствование умений, навыков по основным учебным за курс 5-9 классов специальной /коррекционной/ школы VIII вида,  с учетом индивидуальных психофизических особенностей;

2)      ориентированность выпускника в выборе профессии, с учетом индивидуальных особенностей, здоровья, интересов подростка;

3)      формирование человека и гражданина, общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;

5)      воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, уважение к культурным традициям своего и других народов, в условиях многонационального государства.